На территории предприятия, оказывающего воздействие на окружающую среду, законодательно закреплено обязательство по формированию санитарно-защитной зоны определенного размера. Это необходимо для предотвращения воздействия вредных условий на природу и среду обитания человека в ущерб участку разделения. На установленной территории действует ряд ограничений по размещению объектов, а размер СЗЗ зависит от класса опасности, к которому относится бизнес предприятия.

Нормативное регулирование

Правовые характеристики размеров и деятельности в пределах санитарно-защитной зоны регулируются многочисленными нормативными актами:

  • СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03 — документ, описывающий характеристики СЗЗ в различных условиях: специфику деятельности организации, например, класс опасности. В нем также указаны требования, которым должна соответствовать конструкция санитарно-защитной зоны.
  • Постановление Правительства РФ № 222, описывающее территориальные вопросы, связанные с СЗЗ.

Первая глава Градостроительного кодекса определяет, что санитарно-защитные зоны — это территории с особыми условиями использования. Кроме того, деятельность по охране здоровья регулируется рядом законов:

  • федеральный: n. ФЗ-52, ФЗ-342, ФЗ-7, ФЗ-96;
  • СанПиНами: 2.1.6.1032-01, 2.1.2.2645-10, 2.2.4.3359-16;
  • свод правил 1.1.1058-01;
  • гигиенические нормы 2.1.6.3492-17, 2.1.6.2309-07;
  • приказом Роспотребнадзора по п. 224.

Организации, ищущие СЗЗ

Отвод земель под СЗЗ необходимо организациям, управляющим зданиями и другими категориями объектов капитального строительства, на следующих этапах:

  • планирование строительных работ;
  • эрекция;
  • реконструкция;
  • производственная деятельность по назначению объекта.

Создание СЗЗ необходимо при наличии хотя бы одного из трех видов воздействий на окружающую среду, превышающих санитарно-эпидемиологические нормы: химического, физического, биологического. Негативное влияние учитывается за пределами участка.

[зеленый] Наличие промежуточной территории позволяет защитить среду обитания человека от вредных факторов. [/ green]

Помимо определения зоны, которая является формой пассивной защиты, профилактическая работа должна включать активные меры. Они должны исключать или уменьшать негативное воздействие: установка фильтров и коллекторов, строительство звукопоглощающих конструкций, гасителей вибрации.

Размер зоны зависит от класса опасности

Основным фактором, влияющим на размер СЗЗ, является класс риска фирмы. Чем выше риск, тем шире границы СЗЗ:

Класс опасности Расстояние, м Пример
В 1000 Металлургический завод, химическое производство
II 500 Газовые и нефтепроводы, атомные станции
III 300 Лифтов
IV 100 Предприятия сферы услуг и социально-бытовой деятельности
В 50 Овощные цеха, мебельные сборочные предприятия (при отсутствии лакокрасочной обработки)

Изменение размера зоны связано с несколькими обстоятельствами:

  • невозможность соблюдения уровня негативного воздействия имеющимися техническими средствами;
  • подтвержденные данные об отсутствии негативных факторов на территории;
  • изменение вида деятельности организации и изменение класса опасности.

Запрещенные предметы внутри СЗЗ

В границах СЗЗ предприятия запрещается размещать ряд построек, относящихся к непроизводственной деятельности:

  • жилые дома;
  • общественные здания;
  • институты для детей;
  • организации, улучшающие здоровье;
  • предприятия общественного питания;
  • зоны отдыха;
  • огороды;
  • постройки, не входящие в проект.

Объекты, которые можно разместить внутри зоны

Включение сооружения в СЗЗ возможно только после получения разрешения и соблюдения условия, что назначение здания относится к обеспечению производственной деятельности предприятия. Это касается поликлиник, спортивных сооружений, магазинов и ресторанов, находящихся на отведенной территории. В стандартной ситуации на территории СЗЗ могут быть расположены следующие объекты:

  • служебные здания: помещения для временного размещения персонала, административные здания;
  • лаборатории, конструкторские бюро;
  • коммуникации: ЛЭП, водопровод и канализация, трубопроводы;
  • помещения для обслуживания оборудования.

Определение и цель проекта СЗЗ

При формировании санитарно-защитной зоны готовится специальный проект СЗЗ, в котором показаны все характеристики, связанные с деятельностью, проводимой на территории. Они включают обозначение границ на местности, замеры степени негативного воздействия, определение класса опасности эталонной территории.

[красный] Проект является основой для анализа вредных факторов, влияющих на окружающую среду, выявления возможных технологических новшеств для предотвращения их воздействия. [/ red] С учетом совокупности полученных данных выдается разрешение на осуществление деятельности, утверждаются границы СЗЗ.

Категории бизнеса, требующие развития проекта

Проект санитарно-защитной зоны создается, если в границах исследования находятся объекты, неприемлемые для размещения в санитарно-защитной зоне. На этапе проектирования разрабатывается ряд мер, обеспечивающих соблюдение норм воздействия на окружающую территорию. Проект предполагает возведение ограждающих конструкций, перепланировку производственных площадей и корректировку контуров границ.

Организации, которые имеют первые три класса опасности и степень загрязнения выше 0,1, должны обеспечить подготовку проекта. Методика измерений описана в СанПиН 2.2.1 / 2.1.1.1200-03. [/ Block]

Содержание документа и сопроводительная документация

Проект создания санитарно-защитной зоны содержит множество документов, относящихся к рассматриваемому объекту и характеристикам производственной и хозяйственной деятельности:

  • отчет о санитарно-эпидемиологическом состоянии территории;
  • описание используемых производственных методов и технологий;
  • план всей территории с указанием назначения построек;
  • план инженерных коммуникаций;
  • информация о котлах, электрических подстанциях, очистных и насосных установках;
  • результаты измерений уровня шума, вибрации, выбросов в атмосферу;
  • план строительства.

[зеленый] Пример проекта СЗЗ [/ зеленый]

Этапы разработки проекта

Разработка проекта СЗЗ включает в себя несколько шагов по обеспечению полноты информации, направленной на утверждение размеров санитарно-защитной зоны. Проектные работы включают в себя аналитическую и расчетную деятельность, сбор документов и многие другие этапы:

  • инвентаризация источников неблагоприятного воздействия;
  • эскизный проект территории и проектная экспертиза;
  • анализ и оценка рисков для населения прилегающей территории;
  • подтверждение установленных границ;
  • получить окончательное мнение;
  • занесение данных в земельную книгу;
  • организация режима работы.

Инвентаризация источников излучения и шума

Первоначально организация перед проектированием проводит инвентаризацию источников неблагоприятных воздействий в границах, определенных СЗЗ:

  • выбросы в атмосферу;
  • уровни воздействия шума и вибрации, электромагнитного излучения.

Разработка проекта расчетной СЗЗ рассчитана

После проведения инвентаризации разрабатывается проект предполагаемой санитарно-защитной зоны, размеры которой основаны на ряде характеристик:

  • класс опасности;
  • уровни побочных эффектов;
  • метеорологические условия территории;
  • результаты сравнения со стандартными показателями.

Расчетный проект СЗЗ представляет собой схематическое изображение исследуемой территории в масштабе 1: 2000 с обозначенными границами и источниками негативного воздействия на окружающую среду.

[зеленый] Картографические размеры должны соответствовать размерам, используемым в государственном кадастре. [/ green] В качестве дополнительной информации в дизайн-проект вносятся данные о защитных материалах.

Оценка риска для здоровья населения

Оценка риска для здоровья населения возможна только с привлечением экспертной организации. При анализе опасностей эксперты изучают возможные последствия для здоровья в различных условиях.

На основании полученных результатов разрабатываются рекомендации по управлению рисками, в том числе методы их снижения или полного предотвращения. [/ блокировать]

Проектная экспертиза расчетной СЗЗ

Разработанный проект расчетной СЗЗ должен быть подвергнут экспертизе на соответствие санитарно-гигиеническим нормам.

[блок] Местом проведения экспертизы является местный орган власти, отвечающий за надлежащее санитарное состояние окружающей среды. [/ block] Компания получает заключение, что рассчитанные показатели негативного воздействия и установленные границы СЗЗ соответствуют нормативам и безопасны для окружающей территории. Утвержденный проект должен пройти второй этап экспертизы — в Федеральном управлении Роспотребнадзора.

Исследования для подтверждения границ ареала

После прохождения экспертизы предварительных расчетов предприятие переходит к полевым исследованиям, связанным с подтверждением расчетных данных. По каждому из источников негативного воздействия берутся следующие данные в зависимости от характеристик инфлюенсера:

  • пробы воздуха;
  • измерения уровней шума, вибрации, электромагнитного излучения.

Помимо источников, эксперты определяют другие контрольно-пропускные пункты, отражающие общий уровень воздействия на окружающую среду. Эти точки распределяются по границам санитарно-защитной зоны, расположенной в жилом секторе, если это близко к объекту исследования. Изменения вносятся в проект на основании выявленных показателей.

[зеленый] Нововведения направлены на создание наименее вредных условий для функционирования СЗЗ. [/ green]

Получите мнение о дизайне финальной СЗЗ

Успешное завершение натурных испытаний должно быть подтверждено получением заключения о соответствии проекта окончательной СЗЗ. Подготовленный пакет документов направляется на согласование в один из органов Роспотребнадзора:

  • местные — для объектов III-V классов;
  • федеральный — для I-II классов.

[блок] Исключение санитарно-защитной зоны из муниципального хозяйственного оборота осуществляется на основании сведений о границе границы, внесенных в государственный реестр. [/ block] Впоследствии в установленных пределах запрещается размещать объекты жизнедеятельности, которым присвоены нормативные показатели эффективности.

Организационный план территориального режима СЗЗ

После завершения всех мероприятий по согласованию границ зоны основной задачей предприятия является поддержание нормальных показателей негативного воздействия, используя методы, описанные в проекте. Предприятие организует деятельность в оздоровительной зоне, в том числе ландшафтную, функциональную застройку в рамках действующих разрешений на использование оздоровительной зоны.

Крайний срок разработки, утверждения и действия документа

Проект СЗЗ разрабатывается экспертными организациями в течение 10 дней плюс время ожидания ответа от контролирующих органов. Срок ответа до 30 календарных дней. После утверждения окончательного проекта ответ дается в течение 15 рабочих дней. Затем в течение 5 рабочих дней информация передается в местную администрацию для обновления кадастра.

[зеленый] Для документа выбран неопределенный срок действия, если иное не указано в содержании. [/зеленый]

Изменение размера санитарно-защитной зоны

В некоторых ситуациях необходимо изменить утвержденные границы санитарно-защитной зоны. Это необходимо по ряду причин, связанных с деятельностью компании:

  • изменение уровня вредного воздействия по сравнению с проектом (увеличение выбросов — расширение границ, снижение — уменьшение охраняемой территории);
  • применение новых технологий;
  • прекращение или изменение вида деятельности компании, изменение класса опасности.

Изменение границ СЗЗ возможно только на основании измеримых, а не рассчитываемых показателей. Изменения вносятся путем отправки вопроса в Роспотребнадзор. [/ Block]

Ответственность за отсутствие СЗЗ и ее оформление

Ответственность за разработку и утверждение СЗЗ прямо не определена в российском законодательстве. С другой стороны, применяются общие положения Кодекса об административных правонарушениях в отношении преступлений, связанных с санитарно-эпидемиологическим состоянием окружающей среды и охраной окружающей среды.

В статьях 6.3 и 8.1 предусмотрена следующая ответственность:

Ответственность Штраф по статье, одна тысяча рублей
6.3 8.1
Для граждан 0,1-0,5 1-2
О чиновниках 0,5-1 2-5
Индивидуальным предпринимателям 0,5-1 или приостановка деятельности на срок до 90 дней
Для организаций 10-20 или приостановка деятельности на срок до 90 дней 20–100