Строительный мусор образуется при строительстве, ремонте, демонтаже или ремонте интерьера или всего здания. От бытовых отходов он отличается по составу, весу, способу образования, что требует применения раздельных методов сбора, хранения и утилизации. Правила обращения с такими отходами заключаются в привлечении для обращения уполномоченных организаций.

Нормативное регулирование

Порядок работы со строительными отходами регулируется рядом нормативных правовых актов:

  • федеральные законы: n. 7-ФЗ, 89-ФЗ, 96-ФЗ, 458-ФЗ;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2012 г. 957;
  • СанПиН 42-128-4690-88;
  • ГОСТ Р 57678-2017.

В документах описаны требования к разрешительной деятельности, связанной с обращением с отходами, дана классификация, определены приемлемые методы работы, права и обязанности сторон.

Строительный мусор: где брать, способы утилизации

[блок] Особые условия, касающиеся строительных отходов, отражены в статьях 36-39 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 89-ФЗ, ст. 96-ФЗ, ст. Лужайка. 458-ФЗ и в ГОСТ Р 57678-2017. [/ Block]

Классификация строительных отходов

При строительстве, реконструкции, ремонте, демонтаже образуется большое количество отходов, которые остаются в результате работ. Эти отходы нельзя выбрасывать вместе с обычными бытовыми отходами. Для выбора правильного метода обращения с отходами используется система классификации, которая разделяет строительные отходы по категориям и типам.

Существует две системы классификации строительных отходов:

  • по фазам работы;
  • по характеристикам мусора.

Существуют три категории, которые характеризуют классы отходов для каждой фазы работы:

Категория Фаза работы Описание и пример
1 Подготовительный Крупногабаритные отходы, образующиеся при подготовке здания или помещения: части полов, дверей, окон.
2 Главный Упаковка и остатки строительных материалов, используемых при работе: мешки, банки, краски
3 Конец Строительный мусор при отделочных работах: клей, ламинат, плитка, гипсокартон, линолеум, обои

На основании следующих характеристик отходов определяются три типа классификации:

  • агрегатное состояние;
  • размер и состав;
  • класс опасности.

Вторая система классификации более точна, поскольку учитывает материал. Это важно для определения следующих шагов по сбору и утилизации строительного мусора.

По агрегатному состоянию

Выбор упаковки для обращения со строительными отходами определяется агрегатным состоянием сырья:

Состояние Особенности Пример
Твердый Менее опасен и инертен Кирпичи, бетон, трубы, бетонные блоки, кусковые остатки замороженных смесей
Свободный Низкий риск Строительные смеси, гравий, щебень, песок, земля
Жидкость Опасно, опасность пожара Краски, клеи, растворители, смолы
Газообразный Высокая опасность, опасность пожара Сварочные аппараты, цилиндры

По размеру и составу

Размер мусора важен при выборе транспортного средства, используемого для вывоза мусора на свалку

[зеленый]. Рациональное заполнение грузового отсека автомобилей возможно при наличии информации об объеме и составе удаляемых отходов. [/ green] Для определения размера строительного мусора используются три класса:

  • маленький;
  • средняя;
  • отлично. Строительный мусор: где брать, способы утилизации

    Небольшую фракцию строительного мусора можно упаковать в мешки

По классу опасности

Определение класса позволяет учитывать ущерб, наносимый отходами окружающей среде, и применять методы обращения, исключающие вредное воздействие на природу и человека. Классификация состоит из пяти уровней:

Класс Степень опасности Пример
I-II Очень высокий, высокий Остатки радиоактивных веществ, ртуть, мышьяк, асбест, концентрированные щелочные и кислотные элементы, соли свинца
III Умеренный Нитки, ацетон, цементная пыль, ядовитая древесина
IV Бас Битые остатки кирпича, бетона; резаные и пиленые настенные и напольные покрытия; дверные и оконные рамы
В Безопасно Остатки древесины без химической обработки

Порядок обращения со строительными отходами

Образование строительного мусора не должно приводить к скоплению остатков на лестницах, свалках и другой прилегающей территории. Для сбора необходимо использовать специальную тару, предотвращающую распространение строительного мусора в окружающей среде: многоразовые пакеты и мешки, контейнеры. На экспорт используются автомобили, оборудованные для вывоза мусора.

Этапы обращения со строительными отходами:

  • подготовка и сбор;
  • экспорт;
  • договоренность.

На каждом этапе возможно автономное участие или привлечение профильных организаций. Чтобы найти исполнителя, нужно обратиться в управляющую компанию или к региональному оператору.

Правила упаковки

На этапе подготовки и сбора остатки упаковываются в контейнеры, которые будут использоваться для накопления и транспортировки. Используются три вида упаковки:

  • Пакеты или пакеты. По материалу различают полиэтиленовые, полипропиленовые, тканевые мешки, которые можно использовать многократно. После употребления и последнего использования они сортируются и отправляются на переработку. Объем 140-240 литров.
  • Банки. Можно использовать картонные коробки для легких отходов или пластиковые ящики для тяжелых отходов. По окончании использования они отправляются на переработку.
  • Контейнеры. Резервуары для хранения устанавливаются, как правило, по требованию управляющих компаний. Для малогабаритных отходов используются контейнеры объемом 8-9 м3, закрытые — для сыпучих материалов. Для крупногабаритных строительных отходов устанавливаются контейнеры объемом 15-40 м3, с жесткими или откидными бортами.

Транспортировка отходов

Строительный мусор: где брать, способы утилизации

Монтаж контейнеров для строительного мусора

Для вывоза используются автомобили со спецтехникой: погрузочно-разгрузочные краны, крепеж. Например, к таким автомобилям относятся универсальные манипуляторы. В условиях плотной застройки и с ограниченными возможностями поворота груз должен подаваться с обеих сторон: сбоку или сзади.

Транспортные компании, вывозящие строительный мусор, должны иметь лицензию на осуществление данного вида деятельности, подтверждающую возможность работы с выбранным классом опасности. [/ block]

Способы утилизации

Для утилизации строительного мусора можно использовать те же методы, что и для других видов отходов:

  • в стадии обработки;
  • выгорание;
  • захоронение.

Продажа остатков возможна как специализированным компаниям, так и частным лицам. Приоритетным вариантом является повторное использование сырья, возможное при сдаче отходов на переработку или продажу. Для этого отходы разделяются на фракции, которые отдельно отправляются на переработку. Уничтожение осуществляется путем сжигания, дробление на оборудованных полигонах — это наименее приемлемый способ утилизации отходов.

Вариант продажи

Продажа строительного мусора возможна как для компаний, так и для частных лиц. Компании могут установить более низкий порог выкупа, который может оказаться недостаточным для крупномасштабных частных строительных проектов. Требуются следующие виды отходов:

  • остатки кирпича, бетона, асфальта;
  • глина;
  • песок, земля.

Наименьшим спросом пользуются пленки, древесные отходы, отходы пластика.

Люди покупают отходы строительных материалов для использования в качестве армирующего слоя или засыпки: например, для ям, оврагов. [/ блокировать]

Связаться с компанией

Уполномоченные транспортные компании вывозят строительный мусор на свалки на коммерческой основе. Эти организации имеют необходимый транспорт, оборудование и персонал для правильного обращения с отходами — это подтверждено лицензией.

Ответственность за нарушение правил

Административная ответственность в виде штрафов или приостановления деятельности (для юридических лиц) предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ. Штрафы за разные виды нарушений:

  • 2-30 тысяч рублей — для физических лиц;
  • 5 тысяч — для чиновников;
  • 100-250 — для юридических лиц.

Система санкций распространяется на все этапы обращения с отходами: накопление, вывоз, утилизация — неправильное исполнение санкций надзорными органами за любые операционные риски.