Практически все процессы производства и потребления сопровождаются появлением отходов — побочных продуктов, требующих соответствующей обработки. Экология страны и здоровье населения зависят от обращения с отходами, поэтому все связанные с этим вопросы регулируются федеральными законами и постановлениями. Рассмотрим основные термины, нормативную базу, принципы классификации отходов и все, что входит в понятие обращения с отходами.

Управление отходами - основные законы и постановления

Нормативное регулирование и законодательные изменения

До 2019 года эти вопросы регулировались Федеральным законом от 25.07.2012 г. 89 «Об отходах», принятый в 1998 году. Однако применение этого закона в некоторых сферах обращения с ТБО привело к отрицательным результатам, в отношении которых в него неоднократно вносились поправки. Затем, в 2011 году, система лицензирования была отменена, что привело к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, а их нелегальные конкуренты дешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензий не улучшила ситуацию: отходы продолжали размножаться, свалки и незаконные свалки продолжали расти, нанося серьезный ущерб окружающей среде, а заводы по переработке твердых отходов простаивали без материалов. В результате было решено внести кардинальные изменения в закон, которые побудили бы предпринимателей перерабатывать свои отходы. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единый оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • предусмотрены более высокие тарифы на использование RSU, единые для всего региона;
  • установлена ​​единая схема перемещения отходов от места их появления до конечной точки (полигон или перерабатывающий завод).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение полезных вторсырья из отходов и их переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТБО, снизить образование отходов на производстве и снизить класс их опасности.

Первые результаты «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, используемые для стимулирования бизнеса и населения к сознательному управлению отходами, еще недостаточно эффективны. [/ block]

Управление отходами - основные законы и постановления

Основные понятия и термины

Первая статья Федерального закона от 25.07.2012 г. 89 определяет основные понятия и термины, используемые в законе:

  • Отходы — это побочный продукт или вещество, образующееся в результате любого вида деятельности (производство, услуги, потребление), и их необходимо утилизировать.
  • Управление отходами включает в себя все работы, связанные с удалением отходов, от сбора до захоронения или захоронения.
  • Переработка состоит из различных видов рационального использования отходов: производство новых продуктов, повторное использование для той же цели (рециклинг), восстановление полезных ингредиентов (восстановление), возврат в производство после подготовки (регенерация), использование в качестве источника энергии, преобразование в компост и др н.
  • Нейтрализация: снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду (обеззараживание, лишение вредных свойств, уменьшение объема и т.д.).
  • Захоронение отходов — это их изоляция с целью предотвращения выброса вредных веществ и нанесения ущерба окружающей среде.

[зеленый] Текст закона содержит около 30 определений, подавляющее большинство из которых было изменено или повторно введено в 2000-2019 гг. [/зеленый]

Управление отходами - основные законы и постановления

Классы отходов

По степени ущерба окружающей среде отходы делятся на следующие классы:

  • I (крайне опасно) — нанесение экосистеме необратимого ущерба, восстановление которого невозможно. В эту группу входят радиоактивные отходы, бензопирен, диэтилртуть, соли свинца и др.
  • II (особо опасный) — вызывает серьезные нарушения в экосистеме, период восстановления после прекращения воздействия составляет не менее 30 лет. К ним относятся фенол, хлороформ, формальдегид и др.
  • III (умеренно опасный) — вызывают нарушения, требующие периода восстановления не менее 10 лет. Это фосфаты, трихлорэтилен, соединения никеля и марганца и др.
  • IV (низкий риск) — при нарушениях потребуется срок окупаемости не менее 3-х лет. К ним относятся хлориды, аммиак, метан и т.д.
  • V (практически не опасен) — низкий уровень негативного воздействия на окружающую среду, почти не требует восстановления.

[блок] Критерии отнесения отходов к разным классам опасности устанавливаются Минприроды России. Эти критерии включают предельно допустимую и смертельную концентрацию вредных соединений в воздухе, смертельные дозы при попадании на кожу и в [желудок]

Орган по обращению с отходами

Пятая статья Федерального закона от 28.07.2012 г. 89 устанавливает полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами. Это включает:

  • регулирование обращения с отходами на законодательном уровне;
  • надзор за управлением отходами на различных объектах;
  • лицензирование бизнеса в сфере обращения с различными видами отходов;
  • разработка и утверждение нормативных документов;
  • утверждение порядка прохождения профессионального обучения по сбору, обращению, утилизации отходов;
  • определение порядка классификации отходов по классам опасности, их транспортировки и др.;
  • определение правил обращения с твердыми городскими отходами, тарифов и регулирования тарифов, правил подготовки мест хранения твердых городских отходов;
  • разработка стандартов обращения с чрезвычайно опасными и особо опасными отходами.

В данную статью закона неоднократно вносились изменения с целью расширения полномочий Российской Федерации и органов самоуправления по обращению с различными видами отходов.

Лицензия на этот бизнес

Для осуществления предпринимательской деятельности в сфере обращения с отходами всех классов опасности, кроме практически неопасных, требуется лицензия. Лицензия выдается на неопределенный срок при соблюдении соискателем определенных требований. Для получения лицензии соискатель должен предоставить необходимый пакет документов, а также иметь на праве собственности или другом законном основании (с документальным подтверждением) здания, необходимые для выполнения всего комплекса необходимых работ.

вы также должны иметь или на другом основании, не противоречащем закону, оборудование и транспорт, необходимые для сбора, дезинфекции, утилизации, утилизации и транспортировки отходов. Транспортные средства должны быть оснащены спутниковым навигатором. Чтобы иметь право работать с опасными отходами, соискатель лицензии должен пройти не менее 112 академических часов профессионального обучения.

Требования к местам накопления отходов

Федеральный закон не устанавливает требований к местам скопления мусора, но их можно найти в действующем СанПиНе. Требования к местам накопления предъявляются в зависимости от свойств и класса опасности отходов. Это могут быть как специальные открытые площадки, так и производственные помещения, стационарные и мобильные контейнеры, склады и склады временного хранения.

Отходы 1-3 классов опасности необходимо хранить в герметичных емкостях — металлических или пластиковых контейнерах, полиэтиленовых пакетах и ​​т. Д. Отходы 4-5 классов опасности могут накапливаться в открытых контейнерах или навалом, за исключением веществ, выделяющих вредные летучие вещества.

К площадкам хранения отходов без герметичной тары предъявляются следующие требования:

  • Они должны располагаться с подветренной стороны и на расстоянии не менее 20 м от жилых домов, быть доступными для автотранспорта.
  • Отходы следует хранить на площадках под навесом, при его отсутствии — накрывать полиэтиленовой пленкой, брезентом от солнца и дождя.
  • Участок должен иметь твердое водонепроницаемое покрытие, устойчивое к агрессивным химическим веществам.
  • Участок должен иметь автономный дренаж по периметру с очистными сооружениями без выхода в водоемы и городскую канализацию.

Если это участки для сбора ТБО, то они должны иметь забор с трех сторон высотой не менее одного метра.

Управление отходами - основные законы и постановления

Характеристики обращения с отходами I-II классов

Чтобы иметь право работать с чрезвычайно опасными и особо опасными отходами, оператор должен иметь специальные средства для их обезвреживания и удаления. Если у предпринимателя есть все условия для их размещения и утилизации на предприятии, от которого образуются опасные отходы, он может управлять ими самостоятельно. В противном случае он должен заключить договор с федеральным оператором, передать ему эти отходы и оплатить его услуги согласно тарифу.

При отсутствии всех необходимых условий для сбора и утилизации особо опасных и особо опасных отходов предприниматель, на предприятии которого они образуются, не вправе обходить заключение договора с федеральным оператором об оказании услуг.

Требования к транспортировке отходов

Чтобы транспортировка отходов была экологически безопасной и не создавала угрозы возгорания, предъявляются требования, которые различаются в зависимости от класса опасности отходов. Требуется наличие:

  • специальный автомобиль, обозначенный специальными предупреждающими знаками;
  • паспорт отходов, выданный с соблюдением всех нормативных требований;
  • соблюдение всех правил перевозки и техники безопасности;
  • сопроводительные документы, содержащие все данные, необходимые для перевозки и доставки транспортируемых отходов.

Экономическое регулирование этой области

Цель экономического регулирования в секторе обращения с отходами — побудить производителей и население сортировать, повторно использовать и перерабатывать отходы. Экономические стимулы, используемые в этом секторе, включают следующие меры:

  • Сбор налогов за размещение отходов. Предполагается, что промышленным рабочим и бизнесменам будет намного выгоднее искать способы сокращения производства побочных продуктов, их переработки и повторного использования, чем платить за их размещение.
  • В целях улучшения экологической ситуации была введена компенсация за экологический ущерб — налог за использование для владельцев транспортных средств, как внутренних, так и иностранных.
  • Производители и импортеры упакованных товаров, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, также облагаются экологическим налогом.
  • Установлены правила утилизации отходов, образующихся в результате использования активов. Эти стандарты являются обязательными для всех производителей и импортеров этих продуктов.
  • Введена единая федеральная СИ для учета отходов потребления товаров.

Введение этих мер уже приносит некоторые положительные изменения, но необходимы дальнейшие исследования экономических рычагов для более эффективного решения насущных вопросов обращения с отходами и экологических проблем.

Управление отходами - основные законы и постановления

Региональные операторы

Региональные операторы получают этот статус на конкурсной основе на срок не более 10 лет. Каждому региональному оператору в договоре закрепляется определенный регион Российской Федерации, где он является единственным. Деятельность оператора регулируется разработанными схемами обращения с ТБО, он обязан принимать все ТБО, образующиеся в закрепленном за ним регионе, и не может отказать в заключении договоров тем, кто в этих услугах нуждается.

До 2019 года эти вопросы регулировались Федеральным законом от 25.07.2012 г. 89 «Об отходах», принятый в 1998 году. Однако применение этого закона в некоторых сферах обращения с ТБО привело к отрицательным результатам, в отношении которых в него неоднократно вносились поправки. Затем, в 2011 году, система лицензирования была отменена, что привело к тому, что услуги мусорщиков, купивших лицензию, были неоправданно дорогими, а их нелегальные конкуренты дешево вывозили отходы в ближайший лес.

Однако отмена лицензий не улучшила ситуацию: отходы продолжали размножаться, свалки и незаконные свалки продолжали расти, нанося серьезный ущерб окружающей среде, а заводы по переработке твердых отходов простаивали без материалов. В результате было решено внести кардинальные изменения в закон, которые побудили бы предпринимателей перерабатывать свои отходы. Основные положения «мусорной реформы»:

  • в каждом регионе на конкурсной основе выбирается единый оператор, ответственный за обращение с отходами;
  • предусмотрены более высокие тарифы на использование RSU, единые для всего региона;
  • установлена ​​единая схема перемещения отходов от места их появления до конечной точки (полигон или перерабатывающий завод).

Эта схема предусматривает максимальное извлечение полезных вторсырья из отходов и их переработку. Для ее реализации важно организовать первичный раздельный сбор ТБО, снизить образование отходов на производстве и снизить класс их опасности. Первые результаты «мусорной реформы» показывают, что экономические рычаги, используемые для стимулирования бизнеса и населения к сознательному обращению с отходами, еще недостаточно эффективны.