В современных условиях, когда человек оказывает явное негативное влияние на окружающую среду, важно объяснить новым поколениям, что планета нуждается в заботе. По этой причине тематические занятия проводятся в дошкольных и школьных учреждениях, вузах, а также вводятся дополнительные предметы, посвященные экологическим проблемам.
Концепция экологического образования
Под этим понятием понимается комплекс педагогических мероприятий, направленных на «возникновение» у детей и взрослых осознанного отношения к природе.
[зеленый] Основная цель экологического образования — объяснить людям разного возраста, что окружающий их мир нужно уважать, защищать. [/ green] Это делает направление важным для формирования личности. Экологически сознательный человек будет внимательно относиться к окружающим.
Воздействуя на ребенка, учителя и члены семьи должны формировать зрелую личность, которая сознательно не причиняет вреда окружающему миру. Нежелание причинить вред природе, а не боязнь наказания должны мотивировать ребенка. Став взрослым, он сохранит правильную модель поведения, не допустит отношений потребления с другими живыми существами.
Его значение и цель
Когда мир осознал проблему глобального загрязнения окружающей среды, стало трудно переоценить важность экологической культуры.
[красный] Предыдущие поколения проявляли неграмотность по отношению к природе и желание все от нее забрать, ничего не отдав взамен. Это может стать настоящей катастрофой. Поэтому основная цель экологического просвещения — объяснить детям, что окружающий их мир нужно защищать, научить их рационально использовать природные ресурсы.
Чтобы реализовать эту идею, педагог должен:
- узнать об экологических проблемах современности;
- объясните, что каждый человек влияет на мир;
- обучение сознательно относится к природе;
- поговорить о конкретных методах сохранения окружающей среды, которые может использовать каждый.
Практические занятия со школьниками — оценка состояния воды
Поскольку дети уже живут в сложной экологической среде, они могут активно участвовать в практических занятиях.
[зеленый] В некоторых школах уже устанавливаются новые контейнеры для разных видов мусора, организуется сбор пластика и других вторсырья, регулярно проводятся субботники и другие тематические встречи. [/ зеленый]
Возраст, с которого начинать воспитывать ребенка
Федеральный образовательный стандарт предполагает, что приобщить детей к основам экологической культуры можно уже в дошкольном возрасте. Систематические занятия предназначены для детей дошкольного возраста. На этих уроках детей знакомят с основными представлениями о природе. Они также учатся заботиться об окружающем мире и впервые узнают о глобальных проблемах современности (о наличии свалок в океане).
Высаживают растения вместе с детьми в рамках волонтерского проекта
На новом уровне предмет начинают преподавать в школе. Экологическое воспитание взрослых детей может включать простые формы самостоятельной деятельности и работы: написание отчетов, составление проектов. Студенты работают волонтерами и участвуют в практических занятиях.
Способы воздействия на ребенка
Как и другие формы воспитательной работы, экологическое просвещение требует времени и требует тщательного планирования со стороны учителя или воспитателя. В процессе взаимодействия с группой педагог может использовать несколько общепринятых форм воздействия на аудиторию:
- Буфет. Важно донести до каждого ребенка, что нельзя навредить природе, подтвердив свое утверждение наглядными примерами. [Block] Особое внимание следует уделять этому методу при работе с дошкольниками, чуткими к авторитету взрослых. [/ Block]
- Предположение. Это психологическое воздействие на общественность, которое позволяет сформировать у детей желаемые убеждения. Его можно изготовить на иллюстративном материале (фотографии животных, пострадавших от разлива нефти), который наглядно демонстрирует, к чему приводит отношение потребителя к природе.
- Привыкать. Эта форма влияния напрямую связана с организацией практической деятельности. Для каждого из детей рациональное использование природных ресурсов должно стать частью повседневной жизни, только тогда они смогут правильно применять знания, полученные в классе. [/ block]
- Продвижение. Этот метод можно использовать на различных соревнованиях или групповых играх. [блок] Ожидание награды еще больше мотивирует детей и заставляет их вникать в суть проблемы, поставленной учителем. [/ блокировать]
Отдельно стоит упомянуть влияние на детей собственным примером, который должен присутствовать в каждой семье. Подражая правильным действиям родителей, ребенок быстро научится беречь природу и бережно относиться к ней.
Формы и методы работы с детьми
Сохранение природы — это процесс, в котором участвует каждый человек. Поэтому с самого начала стоит уделять внимание не только традиционным лекциям и беседам, но и интерактивным занятиям. Чем больше детей будет вовлечено в работу, тем интереснее будет класс, тем больше выводов они сделают по результатам уроков.
Учителя и ученики с моделью экологического дома исследуют альтернативную энергию
Работать с детьми на уроках экологического просвещения можно несколькими методами:
- Минуты. Такие методы хороши тем, что используются при работе с детьми любого возраста. В детском саду можно вести беседы или рассказы простым языком и с использованием большого количества иллюстративного материала. [/ block] Ученики уже понимают простые термины и работают с более сложными понятиями.
- Визуальный. Хотя эти методы считаются подходящими для детей в возрасте от 2 до 10 лет, они также используются в средней школе. Меняется только подход к подбору иллюстраций: они усложняются, начинают демонстрировать схемы, графики и другие абстрактные схемы. В этом случае следует позаботиться о том, чтобы показывать обучающие фильмы, которые нравятся всем детям. [/ блокировать]
- Практичный. Здесь дошкольникам и школьникам придется работать в одиночку. В «Жилом уголке» могут перебрать бытовой мусор, ухаживать за обычными домашними животными или убирать территорию возле школы во время субботников. [/ блокировать]
Отдельно стоит отметить проектный метод, который сейчас активно используется в российских школах. Учащимся начальной школы обычно предлагается просто собрать теоретический материал по рациональному использованию природных ресурсов и красиво его организовать. Подростки могут сформулировать свои собственные взгляды и идеи о том, как защитить окружающую среду.
Дошкольный возраст
Экологическое образование было введено в федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольных учреждений сравнительно недавно. Хотя раньше на уроках познания окружающего мира беседы на эту тему все же велись с детьми. Новый стандарт предполагает более глубокое изучение проблемы и позволяет использовать интерактивные формы работы:
- Уроки воспитателя. На этом уроке учитель обсуждает с детьми определенную тему («Почему нельзя разрушать птичьи гнезда»). Параллельно используются наглядные пособия — иллюстрации, отрывки из литературных произведений. [зеленый] Цель этих занятий — предоставить ребенку больше информации о природе и объяснить, почему разрушать ее — плохо. [/зеленый]
- Практические занятия. Они могут быть продолжением урока или иметь отдельную тему. Во время практики малышей учат полезным навыкам (например, разбирать мусор) или просят сделать что-то важное для обитателей природы. Многие школьники строят скворечники, готовят пищу для птиц.
- Уроки с использованием проектора. Использование мультимедийных технологий помогает показывать детям презентации, тематические фильмы или мультфильмы. Кроме того, важно, чтобы дошкольники лучше воспринимали информацию визуально, поэтому для них наличие пояснительных иллюстраций и изображений облегчает усвоение информации.
- Творчество. Они выдаются группе как во время конкурсов (на лучший экологический плакат), так и в рамках тематического плана. Такие задания помогают раскрыть творческий потенциал ребенка и позволяют ему выразить свое отношение к экологическим проблемам.
В теплую погоду детей выводят на тематические прогулки. Такие «экскурсии» призваны познакомить детей с разнообразием природных явлений и дать им больше информации об окружающем мире. Педагоги рассказывают подопечным об исчезающих видах и объясняют, что природу нужно беречь.
Практические занятия особенно важны для городских детей, которые совершенно оторваны от внешнего мира и проводят большую часть времени на улицах мегаполисов. [/ блокировать]
Школьный возраст
Экологическое образование не преподается в школах как отдельный предмет. Классный руководитель или преподаватели таких дисциплин, как «Окружающий мир», «Биология» или «Социальные науки» должны развить у ребенка уважение к окружающему миру. В некоторых школах есть экологические кружки, где к проблемам влияния человека на планету относятся более серьезно.
Среди форм работы с детьми от 7 до 16 лет выделяются:
- Групповая работа на уроках. Организовано после рассказа учителя по определенной теме. Дети могут отвечать на вопросы по содержанию материала, составлять таблицы и графики, а также выполнять другие задания, поставленные учителем.
- Независимое исследование. Обычно это включает в себя написание отчетов по экологическим вопросам. В преклонном возрасте учащимся могут предложить подготовить презентацию по экологическим вопросам, которая будет показана перед всем классом.
- Тематические игры. Такие занятия позволяют заинтересовать детей актуальными проблемами современности и проверить уровень знаний по предмету.
- Практические занятия. У этого способа работы есть много вариантов. Класс может отправиться на тематическую экскурсию или отправиться в поход. Подростков часто привлекают к волонтерской работе. Студентам нравятся различные эксперименты, которые на практике показывают, как человек разрушает и загрязняет природу.
- Проектная деятельность. Старшеклассников, накопивших достаточно знаний о негативном влиянии человека на планету, часто просят выполнять проекты самостоятельно. Такая работа должна содержать конкретное предложение: как сделать город или территорию чище, избежать загрязнения рек и научить других сохранять природу.
Детей учат солнечным батареям
Недавно в России стартовала экологическая олимпиада среди школьников. В них принимают участие самые талантливые дети, которые разрабатывают собственные проекты по защите окружающей среды.
Экологическое воспитание на собственном примере (правильные семейные ценности в контексте экологии)
Государственные учреждения обучают дошкольников и школьников, рассказывая им о важности охраны природы, но уважение к окружающему миру начинается с семьи. Дети берут пример своих родителей как образец для подражания: если мать не выбрасывает мусор в мусорное ведро, ребенок тоже не будет делать этого специально. Поэтому взрослым нужно внимательно следить за собой и уделять внимание экологическим вопросам.
Правильное экологическое поведение можно сформировать и в доме. Среди таких методов:
- беседы и изучение специализированной литературы;
- познание богатства окружающего мира на экскурсиях, прогулках;
- смотреть тематические фильмы и мультфильмы;
- совместное волонтерство.
[зеленый] Для того, чтобы ребенок развил высокий уровень экологической культуры, недостаточно запретить ему делать неправильные поступки (бросать пластиковые бутылки в реку). Необходимо объяснить последствия такого поведения. [/ Green] При таком подходе дети осознают, насколько хрупка природа. Есть понимание, что человек оказывает такое негативное влияние на планету.
Экологическое образование взрослых
Поскольку проблемой экологической культуры в России стали заниматься в последнее время, многие взрослые люди не знакомы с основными правилами и концепциями рационального использования природных ресурсов. Поэтому основное внимание уделяется образованию трудоспособного населения страны. В организациях регулярно проводятся субботники, задача которых — вывоз мусора не только с территории предприятий, но и с разных частей города. Некоторые компании устанавливают специальные мусорные баки, обучая сотрудников сдавать то, что можно перерабатывать.
Отдельное место в передаче знаний об экологии населению взрослой категории принадлежит СМИ. Поскольку многие не понимают всей серьезности проблемы, информацию об экологической ситуации необходимо сообщать читателям и зрителям газет. В нем рассказывается, как сильно страдает планета под влиянием человека. Центральные каналы начинают выпуск программ, посвященных экологическим проблемам, создают тематические подборки новостей на эту тему. В социальных сетях создаются группы и каналы, которые в доступной форме рассказывают о загрязнении окружающей среды и объясняют людям, как самостоятельно заботиться о природе.
Отдельная форма работы со взрослыми — экологическое волонтерство. Включает в себя уборку города и участие в других популярных программах. Во многих регионах России созданы пункты сбора пластика (в этом отношении наиболее известна модель «Good Caps») или использованных батареек.
[зеленый] Волонтеры проводят тематические встречи и просвещают население. Основная цель этих встреч — научить всех граждан страны рационально использовать природные ресурсы. [/ Green]
Комментирование закрыто