Чтобы установить контроль за оборотом отходов производства, закон обязывает хозяйствующие субъекты разработать план будущих нормативных актов по отходам. На его основе определяются лимиты (определение количества отходов, которые могут образоваться на данном производстве).

Результаты запланированных мероприятий оформляются ПНООЛР (проект правил образования отходов и лимитов на их размещение) — документ, который проходит процедуру согласования в отделениях Росприроднадзора и содержит данные об ориентировочном объеме отходов и лимитах на их размещение определение количества отходов, которые могут образоваться на данном производстве, по их утилизации.

Измененное положение 2019

Пошаговая инструкция по расчету нормы образования отходов и лимитов на их размещение в компанииДо 1 января 2019 года за оформление документа об ожидаемом стандарте образования опасных отходов, лимитах, необходимых для их размещения на полигонах и других свалках, отвечали крупные компании.

[зеленый] Исключение сделано для субъектов, которые законом отнесены к малым и средним предприятиям. [/ green] Если субъекты, попадающие в исключительную категорию, осуществляли деятельность с образованием опасных отходов, им присваивалась отчетность обязательство.

федеральный закон № 219-ФЗ от 21 июля 2014 года, которым внесены изменения в основные акты, принятые в области охраны окружающей среды. Закон изменяет состав обязанных субъектов, включая малые и средние предприятия в этой сфере. Согласно обновленному тексту закона ответственность за планирование регулирования отходов, определение его лимитов возлагается на субъекты, которые имеют мощности на предприятиях 1 или 2 категории.

Малые и средние предприниматели теперь освобождены от отправки предыдущих отчетов, последний раз их нужно будет сдавать за 2018 год.

Категории бизнеса, необходимые для развития NOOLR

Отдельно Роспотребнадзор выдал письмо № АА-10-02-32 / 12525 от 20.06.2018 с пояснениями:

  • для объектов 1 и 2 категории установлена ​​обязанность выполнять проект с плановым стандартом образования отходов (PNOOLR). Предел размещения должен быть утвержден и на основании полученных разрешений;
  • категория 3 — не требуется выполнение процедуры разработки стандартов, возложена обязанность представлять периодические отчеты по обращению, транспортировке и переработке отходов;
  • для субъектов 4 категории не требуется ни утверждения регламента, ни службы отчетности.Пошаговая инструкция по расчету нормы образования отходов и лимитов на их размещение в компании

[красный] Если объекты не отнесены ни к одной из указанных категорий, руководство не обязано предоставлять специальные отчеты. [/ red]

Порядок их разработки и утверждения

Составление PNOOLR с учетом возможностей компании и плана будущих объемов потенциально опасных отходов, лимитов, необходимых для выполнения задания, может быть выполнено: сотрудником компании, третьей стороной компания на возврате. В организациях и на предприятиях эту функцию выполняет инженер-эколог или лицо, которому эту задачу доверяют сотрудники.

Этапы создания:

  • Сбор данных о деятельности компании: технологические карты, статистические данные о выбросах и других воздействиях.
  • Учет образовавшихся отходов по спискам, содержащимся в каталоге материалов, инвентаризация всех источников загрязнения.
  • Создание проекта: на основе обобщенных данных рассчитывается общий объем образовавшихся опасных отходов. На этом этапе определяется класс опасности, к которому относится каждый вид, организуются места для хранения образующихся отходов и выдаются паспорта. Также необходимо получить разрешения, лицензии на сбор, транспортировку и размещение.
  • Процедура согласования в Росприроднадзоре. Проект представлен в двух экземплярах, один из которых остается в координирующем органе: его рассмотрение занимает до 30 дней. Перед подачей субъект должен уплатить государственную пошлину. Примечание: перевод осуществляется с расчетного счета заявителя.
  • [зеленый] Поскольку крайний срок рассмотрения проектной документации — почти месяц, подготовка начинается рано. Это позволит избежать проблем: остановки производства, выплаты штрафа, материальных потерь из-за закрытия мощностей. [/ Green]Пошаговая инструкция по расчету нормы образования отходов и лимитов на их размещение в компании

    Обязательные пункты стандарта

    PNOOLR должен содержать следующие элементы:

    • общая информация о заявителе — наименование, организационно-правовая форма, адрес, ИНН, коды хозяйственной деятельности, копии учредительных документов, данные руководителя и т.д.;
    • подробное описание всех видов экономической деятельности, приводящих к образованию экологически опасных отходов;
    • расчет сметы общего количества представленных опасных отходов за год. Расчет ведется отдельно по каждому виду деятельности;
    • таблица с обновленными данными нормативов по каждому структурному подразделению организации;
    • данные о местах хранения и хранения отходов;
    • сводка планируемого количества опасных отходов, которые будут переданы третьим лицам. Также указывается цель этой передачи: утилизация, дальнейшее использование и т.д. Подготовлен в виде таблицы с подробным указанием информации об этих партнерах;
    • информация о планируемом использовании или удалении отходов. План годовой, обязательный для организаций, если одним из видов деятельности является переработка и утилизация.

    Разрабатываемый проект должен содержать все необходимые пункты, иначе орган, делающий утверждение, отклонит и вернет документ для внесения изменений. PNOOLR составляется на основе рекомендаций Министерства природных ресурсов и окружающей среды.

    Отказ в утверждении PNOOLR возможен по следующим причинам:

    • ошибки, допущенные при подготовке и приводящие к неточности предоставленной информации;
    • отсутствие объекта будущего размещения опасных отходов в реестре Росприроднадзора;
    • объем заявленных нормативов отходов превышает вместимость полигона для захоронения.

    Используемые методы

    Существует пять основных методов расчета скорости образования отходов при составлении проекта. Они близки, разница заключается в основных таблицах, последовательности фаз, источниках информации и т.д.

    Экспериментальный метод

    Этот метод расчета основан на экспериментальных измерениях непосредственно в производственных условиях. Используется редко. Это эффективно, когда сырье технологических процессов имеет небольшой диапазон различий. Связано с трудоемкими аналитическими расчетами.

    Расчетно-аналитический метод

    Подходит для выполнения расчетов при наличии у компании рабочей конструкторской и технологической документации. Расчеты производятся по формулам, определяющим требуемый стандарт как разницу между количеством материала, которое будет израсходовано на единицу продукта, и чистым доходом. Убытки, которых невозможно избежать, учитываются.

    Методика расчета материального баланса

    Расчет нормативов образования отходов основан на показателе фактического расхода материалов на производство. Эколог запрашивает внутренние документы компании, в которых отражены фактические затраты на сырье и образующиеся отходы. Это самый простой и часто используемый метод.

    Метод расчета в соответствии с конкретными отраслевыми стандартами

    Расчеты производятся на основании специализированных справочников, содержащих информацию по удельным показателям образования отходов. Справочные материалы подбираются под конкретную сферу деятельности.

    Метод расчета по фактическим объемам

    Расчет основан на статистических данных об образовании отходов за последние три года. Собираются все данные об образовании отходов за этот период, полученное количество делится на 3. Эколог может принять решение провести расчеты за более длительный период, чтобы получить более точные данные.

    Лица, участвующие в ликвидации компании

    Если организация или бизнес не запрашивает платную услугу по разработке PNOOLR у специализированной компании, в штате должно быть подразделение, ответственное за подготовку такого документа.

    Чаще всего эти обязанности возлагаются на инженеров-экологов, которые должны обладать набором знаний:

    • отслеживать изменения в законодательных актах;
    • знать правила расчета в зависимости от используемой методики;
    • знать сложности производственного процесса;
    • разбираться в технической документации.

    Все расчеты и составление проекта специалисты проводят вручную. Есть специализированные программы, но они рассчитаны на небольшие организации. Такая программа не может учитывать все разнообразие процессов образования и образования отходов.

    Одобрено NOOLR

    После оформления проект утверждается Росприроднадзором. После отправки заявки и проектной документации в территориальный орган министерства остается только дождаться принятия решения.

    Министерство ответит в течение 30 дней:

    • утверждение расчета нормативов опасных отходов, необходимых для установления лимитов;
    • я отказываюсь. PNOOLR возвращается заявителю в течение 3 дней после принятия решения. В ответе указаны причины отказа. Если возможно, заявитель может исправить недостатки и повторно подать заявку на одобрение.

    [красный] PNOOLR имеет ограниченный срок действия — 5 лет или равный сроку лицензии организации по удалению отходов. В течение этих 5 лет организация обязана предоставлять письменные отчеты, подтверждающие сохранение условий проекта. Форма — годовой технический отчет. [/ Red]

    Отчет подается в местное отделение Росприроднадзора: по почте или лично. Периодичность: в течение 10 дней с даты окончания следующего года. Начало года для данной отчетности — это дата утверждения PNOOLR.

    Ответственность за отсутствие документа

    Отсутствие PNOOLR является нарушением экологического законодательства. Административная ответственность предусмотрена за:

    • юридическое лицо, действующее без оформления PNOOLR, наказывается штрафом до 250 тысяч рублей или приостановлением деятельности предприятия на срок до 90 дней;
    • для индивидуальных предпринимателей — штраф до 50 тысяч (не менее 30), приостановление деятельности на любой срок (не более 3 месяцев);
    • должностные лица, ответственные за заполнение ПНООЛР — штраф от 10 до 30 тысяч рублей.

    [зеленый] Наказание, наложенное на автора, не освобождает от обязанности составить и согласовать акт. Его еще придется предъявить, но с большими материальными потерями. [/ Green]

    Превышение норм и возможные последствия

    Срок действия проекта 5 лет — этот срок требует строгого соблюдения установленных в нем норм и лимитов для размещения на полигоне или другом обозначенном месте.

    Из анализа текста закона можно сделать вывод, что с первого дня 2019 года санкция может быть наложена только за превышение лимита размещения отходов, но не за превышение их производства. Санкция в этом случае может быть применена при проведении контрольных мероприятий за 2018 год.

    [зеленый] В административном законодательстве нет пункта о мерах пресечения данного правонарушения. В случае превышения установленной нормы или лимита налагается штраф в виде денежного штрафа. [/ Green]

    Дизайн, который отражает количество будущих отходов, образующихся на предприятии, и лимиты на их удаление, является обязательным для всех хозяйствующих субъектов. Главное условие — производство продукции осуществляется на объектах, отнесенных законом к 1 и 2 категории негативного воздействия. Проект подлежит согласованию в структурном управлении Росприроднадзора. Предусмотрена административная ответственность за отсутствие документов или избыток данных. Санкции вводятся без предварительного уведомления. Выполнение наложенных административных санкций не освобождает от обязанности составлять и согласовывать PNOOLR.